Векторный формат

Векторный форматСуществует два основных формата графики – растровый и векторный формат. Файл растрового формата представляет собой последовательную запись составляющих цвета каждого пикселя. Как известно, таких составляющих три – красный, зеленый и синий. Чтобы записать цвет одного пикселя в памяти, требуется три ячейки соответственно для каждого цвета. Таким образом, оригинальный несжатый растровый рисунок занимает слишком много памяти – число пикселей по вертикали, умноженное на число пикселей по горизонтали, умноженное на три составляющих каждого цвета, и всё это умноженное на качество палитры.

Качество палитры выражается битами. Основные палитры – 8-битная, 24-битная и 32-битная (24 бит цвета + 8 бит степени прозрачности). Реже встречается 48-битная палитра, пользоваться которой можно для достижения качественных эффектов при использовании сложных фильтров. Даже если взять самую распространенную 24-битную палитру, то есть качество цвета как в формате JPEG, умножить на составляющие цвета, потом на ширину и высоту картинки – получается внушительный размер.

Векторный формат графики представлен численными записями основных точек фигур и их свойств, из которых впоследствии выстраивается изображение. Другими словами, векторный формат записан не цветовыми характеристиками отдельных пикселей по порядку (построчно), а некой таблицей свойств геометрических фигур, из которых потом на экране восстанавливаются фигуры или даже комплексные эффекты.

Векторный формат и растровый

Так например, для рисования черного круга вплотную к краям рисунка на белом фоне, размером 100 x 100 пикселей, необходимо 117 килобайт памяти. Тот же самый рисунок круга, но в векторном формате CDR графического редактора Corel DRAW, занимает всего 16 килобайт. И при этом уже не важен размер рисунка – он может быть хоть три на три метра, и весить будет все те же 16 килобайт.
Векторный формат, при его достоинствах, имеет и недостатки. Основной из них – это нереалистичность. Векторный формат не используют для фотографий и подобных живописных изображений. Геометрическими формами невозможно воспроизвести детали реалистичных изображений и живые тональные переходы.

Но достоинства векторного формата значительно превосходят его недостатки. При создании чертежей, проектов, графических расчетов, бланков, таблиц и прочих геометричных изображений, векторный формат незаменим.

Вот основные достоинства векторного формата:

1. Геометричность, точность.
2. Масштабируемость – изображения в векторном формате могут быть всегда увеличены или уменьшены без потери качества и с сохранением пропорций.
3. Малые размеры файла, не зависящие от размера изображения.
4. Объектность – каждое изображение в векторном формате состоит из самостоятельных или взаимосвязанных объектов, что дает возможность редактировать их отдельно.
5. Программируемость – векторные изображения состоят из объектов, свойства которых можно изменять с течением времени или под воздействием пользователя и других факторов. Таким образом, можно программно, пользуясь каким-либо языком программирования, изменять отдельные детали рисунка. Примером может служить векторный редактор Macromedia Flash с его собственным языком программирования (управления объектами) ActionScript.
6. «Контейнерность» – в один векторный файл могут быть помещены другие векторные или растровые рисунки, ролики и музыкальные файлы. Векторный формат – это контейнер для содержимого, однородного или разнородного.

Существуют ли способы преобразования растрового изображения в векторный формат и обратно? С переведением векторного рисунка в растровый всё хорошо разрешимо – достаточно задать векторному редактору размер будущего растрового рисунка. Грубо говоря, векторный редактор делает эту процедуру каждый раз, когда выводит изображение на экран компьютера, ведь экран – это растровый элемент, состоящий из пикселей.

С преобразованием растровых рисунков в векторные – трассировкой – дело обстоит гораздо сложнее. Здесь есть несколько неразрешимых задач:

1. Невозможно точно установить границы и форму всех объектов и деталей на растровом рисунке.
2. Компьютер не может понять, какая деталь к какому объекту относится.
3. Невозможно восстановить рисунок и границы объекта, расположенного под другим объектом.
4. Невозможно определить гладкость контура объектов, т.к. рисунок представлен квадратными пикселями.

Однако способы трассировки существуют. Основной способ основан на выделении контуров объектов или деталей, исходя из разности или подобия цветов. Векторный формат рисунка в таком случае представляет собой контуры, залитые разными цветами. Если изначальное растровое изображение было четким и конкретным, с большой контрастностью объектов и хорошо определенными контурами, то векторный рисунок получится довольно таки неплохой. Получившийся векторный рисунок всегда хуже по качеству, чем оригинал.

Трассировка в векторный формат

Возникает вопрос, зачем переводить растровое изображение в векторный формат, если оно при этом теряет качество. Это делается для придания рисунку положительных качеств векторного формата. Его можно будет растягивать или сжимать, увеличивать, легко редактировать, программировать, при этом объекты-силуэты весят на порядок меньше.

Большинство векторных форматов используются программами, для которых этот формат является родным. Из этого следует, что не существует определенной всеобщей и одинаковой структуры строения векторных файлов. Каждый графический или мультимедийный редактор имеет свои особенности, преимущества, структуру, способы работы с изображением, и соответственно требуют разной организации файлов изображения. Притом, кроме непосредственно объектов, из которых состоит рисунок, векторный формат часто содержит данные о программе, ее настройки, пути к отдельным файлам объектов или их элементов и прочую важную информацию.

Отдельно следует обратить внимание на векторный формат EPS (Encapsulated PostScript), который широко распространен и очень важен для переноса векторных изображений из одного редактора в другой и для печати на плоттере. EPS является универсальным промежуточным, объединяющим программы, звеном. Его поддерживают все основные редакторы.

Оригинал статьи на сайте vectorbank.ru.

Теги:

Понедельник, 13 Апрель 2009 Справочник по графике Просмотров: 6 139

1 комментарий
  1. MYXOMOP 26 Август, 2010

    Пасиба за ликбез (ну как сказать, не то, чтобы я этого не знал, просто, освежил в памяти) *расшаркиваюсь*

Оставить комментарий






Звездочкой * помечены поля, обязательные для заполнения.
Все комментарии сначала просматриваются администратором.